Посетители сайтов: читатели, пользователи или участники?

Иллюстрация к статье Посетители сайтов: читатели, пользователи или участники?

Какую роль будет играть пользователь в жизни сайта? Это один из главных вопросов, на который нужно ответить ещё на ранних этапах проектирования, стоящий где-то между бизнес-стратегией и определением целей.

Если вы правильно определитесь с ответом, то это позволит, впоследствии, избежать многих доработок в функционале и провальных задумок в качестве основных фишек сайта, и заложить крепкий фундамент для дальнейшего развития проекта.

Часто разработчики этим пренебрегают, вынося, при проектировании, на первый план обсуждение структуры, различных функциональных компонентов интерфейса, их работу и расположение на странице.

В итоге получается сайт, с понятным интерфейсом, интересными функциональными элементами, но совершенно не отвечающий нуждам посетителей.

Пользователь — всегда ключевая фигура в любом проекте. Именно от его впечатлений, капризов, активности и интересов зависит, в итоге, судьба сайта, его популярность. И для этого нужно заранее определить его роль и возможности в каждом конкретном проекте.

Вроде бы определить роли просто: если «статичный» или корпоративный сайт — значит читатели, если онлайн-сервис (интернет-магазин) — пользователи (покупатели), если социальный проект или форум — участники (авторы). Но не так-то просто всё это увидеть в самом начале, при разработке, да и в одном проекте часто присутствуют пользователи с разными ролями.

Добавьте в статичный сайт форму комментариев к статьям, и вы поймёте о чём я. Некоторая часть ваших посетителей обязательно превратится из читателей в участников, с желанием не только читать интересные материалы, но и выражать свою точку зрения, оспаривать мнение и дополнять полезной информацией.

В древности

Eщё лет пять назад, посетители скромно довольствовались ролью простых читателей. Единственным средством связи с автором были e-mail, опросы и гостевые книги, замечания в которых могли быть успешно проигнорированы или скрыты от чужих глаз тем же автором.

Основным ориентиром на посетителей был «профиль среднего пользователя», который давал представления о целевой аудитории в общих чертах и интерфейс сайта проектировался лишь под задачи этого профиля.

А потом появился загадочный «вебдваноль» и жизнь слегка изменилась...

Наши дни

Сейчас всё несколько сложнее, так как многие сайты должны совмещать в себе несколько функциональных ролей для различных групп посетителей, так как посетители могут быть не только читателями или участниками, но и авторами (например коллективные блоги, тот же habrahabr.ru).

Для каждой из ролей изначально должна быть продумана структура, допускающая возможность усовершенствования в будущем и понятный и удобный вывод информации.

Никто ведь не станет спорить, что для читателя важным является вывод текста и удобная навигация по материалам сайта, для автора — быстрый доступ к админке и удобные средства написания и публикации, для участника — удобство комментирования, доступ в личный кабинет, обзоры последних статей. Совместить всё это в одном проекте, чтобы было удобно одним и не мешало другим не такая простая задача, особенно если в самом начале что-то было упущено.

Послесловие

К чему я, собственно, развернул тут описание вполне очевидных вещей на целый пост? К тому, что в последнее время заказчики, неосознанно наблюдая за другими сайтами, просят внести при разработке тот или иной функциональный элемент на свой сайт, не совсем понимая, чем он может улучшить жизнь своим посетителям. А зачастую никак не улучшить, а только запутать или усложнить.

Тут-то и ляжет на ваши плечи ответственность с определением, что хорошо и что плохо для такого проекта и для кого он, в итоге, предназначен.

Ориентация на то, какую же всё-таки роль будет играть посетитель на отдельно взятом проекте, может значительно упростить процесс разработки, повлиять на выбор CMS для проекта, определить информационную архитектуру и компоновку страниц и т.д. А за бортом можно оставить крутизну разработчиков в познаниях hi-end-технологий, личные пристрастия и вкусы заказчика и умение дизайнеров рисовать непродуманные картинки вместо грамотных интерфейсов.

* * *

Сканер блогов:

Простая техника позиционирования изображения при обтекании текстом. Внимание! Фейковые знаки на дорогах! Восемь ошибок при развитии креативности.

* * *

Понравилась статья?

Тогда помогите мне сделать её доступной для других, или будьте в курсе последних событий:

* * *

Статьи по теме:

Один комментарий

  1. Girttas, 09.10.2008 в 16:00

    Позновательная информация, пополнил свой богаж знаний

    Ответить

Есть что сказать?