Опасная доступность usability

Иллюстрация к статье «Опасная доступность usability»

За последние несколько лет слово «юзабилити» (usability (анг.) — удобство использования) стало сверхпопулярным среди веб-дизайнеров, проектировщиков интерфейсов, блоггеров, сеошников, маркетологов и просто людей, интересующихся развитием интернет-технологий.

Хотите быть популярными среди вебмастеров? Почаще используйте в разговоре слово «юзабилити» :) Шутка с долей правды.

С одной стороны, это очень даже неплохо, когда Сеть развивается с заботой о пользователе и пользователь, наравне со специалистами, знает, как сделать её удобной. Но, как это часто бывает, у хороших вещей, со временем, открываются тёмные стороны.

Сейчас в интернете достаточно информации (статьи, подкасты, скринкасты, вебинары, книги, отчёты об исследованиях и др.), чтобы заниматься самообразованием на эту тему, но как показывает жизнь, не все могут её правильно воспринимать, фильтровать, и тем более применять. На практике я столкнулся с двумя видами (классификация (диагноз?) моя, условная) «специалистов», которые могут разбавить работу над проектами неприятными моментами.

Юзабилити-«специалист»

Довольно распространённый случай среди фрилансеров и разработчиков-одиночек. Весь промах в том, что сайт или интерфейс от начала и до конца разрабатывается одним человеком, и, по сути, основывается только на его знаниях и интуитивном видении концепции продукта.

Очень трудно переубедить такого юзабилиста попробовать другое, не предложенное им, решение. Любое мнение, расхожее с его видением, воспринимается как попытка подорвать его статус специалиста.

Но, как показывает практика, проектирование интерфейса невозможно без споров и тестов. Никакая, даже самая продвинутая группа разработчиков не сможет предусмотреть и решить те проблемы, которые выявляются в результате тестирования на «кроликах». И всё дело в том, что никто из этих специалистов сам не является пользователем этого сайта, не принадлежит к его целевой аудитории. В этом смысл. Если сам не используешь, то никогда не сможешь оценить удобство.

Если же все решения принимает один человек, то для клиента не за горами убытки и редизайн. Я же предпочитаю вежливо отказываться от сотрудничества, если уже на стадии проектирования во внимание не принимаются или просто игнорируются такие «глупости», как чужое мнение.

Юзабилити — это командная работа.

Клиент-юзабилист

Вторая крайность, с которой мне уже пришлось столкнуться несколько раз в своей практике — клиент, который имеет своё (специфическое) представление о юзабилити сайтов.

Почему-то, у меня получалось так, что эти представления не попадали в задокументированном виде в ТЗ, и выявлялись лишь на этапах утверждения макетов. Позиция-тест со стороны «продвинутого» заказчика: «Ты делай, я потом скорректирую».

Здесь ситуация тоже непростая. Мне недавно попался клиент, который пытался максимум информации вместить на экран до «линии сгиба». В основном это было требование убрать все «лишние и ненужные» отступы между блоками на странице.

При этом все доводы про слепые пятна, пространство, иерархию контента и прочее, разбивались о пуленепробиваемую стену убеждений, основанных на чтении доисторических трудов юзабилити-специалистов. В итоге, пришлось искать середину между продуманной удобной структурой и «визуальным винегретом», который требовал заказчик.

Откуда берутся такие знания? А вы попробуйте сейчас прочитать основополагающие труды, например, Нильсена. Многие рекомендации уже неактуальны применительно к современным технологиям и пользователям. Но, тем не менее, они прочно заседают в мозгах людей, не занимающихся разработкой.

Здесь, опять же, играет негативную роль кажущаяся доступность информации о юзабилити, и неспособность её правильно фильтровать. Не практикуешь — не вмешивайся! Одни и те же решения могут не работать в разных проектах и в разное время.

Дизайнерам и разработчикам, желаю с достоинством отстаивать своё мнение и знания в холиварах с заказчиком.

Нехэппи энд

Чтобы избегать подобных случаев в своей практике, вам несомненно понадобится багаж знаний о юзабилити и последних исследованиях в области проектирования интерфейсов, которые рекомендую приобретать на следующих ресурсах:

Удачи вам на пути самообразования.

* * *

Помучайте инфа :)

Ну, а чтобы вы не скучали, до следующих постов, оставляю вам на воспитание своего инфа ;) Парень пока ещё туповат, но будет расти. Не без вашей помощи, конечно.

* * *

Сканер блогов

Ещё не участвуете в денежном конкурсе для веб-разработчиков? Есть шансы!

* * *

* * *

Понравилась статья?

Тогда помогите мне сделать её доступной для других, или будьте в курсе последних событий:

* * *

Статьи по теме:

Комментариев: 21

  1. Михаил, 20.05.2009 в 22:32

    и об этом рассуждает человек, у которого желтые ссылки на белом фоне... с другими сайтами, где цвета подобраны более тщательно я не испытываю проблем.

    может сделать их немного темнее, тогда контрастность повысится и я наконец-то смогу прочесть их =)

    Ответить

  2. Obfuscate, 21.05.2009 в 7:17

    Михаил, контрастность вполне приемлимая. У Вас, видимо, что-то с монитором.

    Я даже не напрягаюсь)

    Ответить

  3. Obfuscate, 21.05.2009 в 7:17

    И кстати, они не желтые, а темно рыжие)

    Ответить

  4. Александр Реушкин, 21.05.2009 в 8:03

    О да, сейчас каждый, кто прочитал пару статей Нильсена мнит себя специалистом и считает, что может давать советы и всё знает. Но таких горе специалистов видно сразу.

    Как уже сказал автор они не приемлют критики в свой адрес, а всё потому, что не знаю как аргументировать своё решение.

    Ответить

  5. rotor, 21.05.2009 в 10:14

    @Михаил, вы правы. Решения по дизайну блога я принимал один, и просчёты, конечно же, возможны.

    Но можно сказать, что во всём виновато время года ;) Следующий цвет — зелёный.

    Ответить

  6. Михаил, 21.05.2009 в 22:07

    прошу прощенья, прошлый текст еще раз добавился...

    у меня может быть не только монитор плохой, но и зрение. а разработчики должны учитывать и это

    Ответить

  7. ArtShok, 28.05.2009 в 22:33

    Ну... заказчики это вообще отдельная тема. Еще не известно с кем проще договориться: вот с таким фрилансером-самоучкой, который все-в-одном, или клиентом, который уверен, что он знает больше специалиста

    Ответить

  8. минский дизайнер, 31.05.2009 в 21:45

    Михаил, юзабилити сильно зависит от контекста. То есть сайт для дизайнеров имеет все основания не учитывать отклонения вроде дальтонизма или плохого монитора. Последнее, кстати, отдельная тема для модного нынче забугорного понятия accessibility (в AI CS4 уже есть функция просмотра aka color blind и т.д.).

    Почему-то никто не упомянул почти гениального «Юзабилити — это командная работа». Это вам не пересказ заметки с алистапарта, а показатель зрелости автора как специалиста. Кроме шуток, стоит приглушить личные амбиции и «я-в-дизайне-10-лет» и появляется шанс на полноценный создание полноценного продукта. Ведь невозможно стать специалистом по мнению большинства, гораздо проще просто принять его (мнение) к сведению...

    PS. пардон, алкоголь мешает продолжению мысли.

    Ответить

  9. Infato, 09.06.2009 в 18:42

    не стоит загонятся на дизайне, нужно смотреть на аудиторию, кому какое дело если ваш сайт немного неправильно отображается а каком нибудь древнем браузере под линукс и с него в год приходит 2 человека...учесть все невозможно.

    И оффтоп — зачем у вас стоит кнопка валидации на предмет соответствия XHTML если он обнаруживает 23 ошибки?

    Ответить

  10. rotor, 10.06.2009 в 10:50

    @Infato, во всём виноват Инф! :)

    Это его разметка инвалидирует мои страницы. А любые вмешательства в код инфа вызывают сбои в его работе.

    Такая плата за размещение чужого кода на своем сайте. Как только наиграюсь — уберу.

    Пока что, очень интересно, как каждый второй посетитель начинает общение с роботом с отборного русского мата :) Весёленькое будущее нас ждёт. Японским производителям, чтобы выйти со своими наработками на русскоязычный рынок, точно придётся писать библиотеки на распознавание русской ненормативной лексики :)

    Ответить

  11. Infato, 10.06.2009 в 20:41

    С этим не поспоришь, порой нашим российским проектам легче выйти на иностранный рынок, чем они к нам, яркий пример — рынок кезуальных игр...да а лексика у нас особенная, почти как китайский...)

    Ответить

  12. Вит, 31.07.2009 в 13:43

    А мне дизайн блога очень понравился, интересно было бы почитать про проблемы проектирования веб-сайтов, почтитаь демо спецификации и т.п., поищу, сейчас оцениваю информационное наполнение :)

    Ответить

  13. rotor, 31.07.2009 в 20:10

    @Вит, всё будет и очень скоро. Просто лето и некоторые жизненные обстоятельства меня слегка расслабили.

    Оставайтесь на расстоянии клика, будет не менее интересно чем раньше, обещаю.

    Ответить

  14. Nallesiargiff, 15.09.2009 в 4:21

    Да,именно так и было

    Ответить

  15. Юрий, 06.12.2009 в 0:33

    Про юзабилити...

    Нельзя ли сделать так, чтобы внешние ссылки с вашего сайта в новой странице открывалить... Уже очень вымораживает...

    Ответить

    • rotor, 06.12.2009 в 3:31

      Можно. Но не нужно. Я оставляю право выбора что, где и как открывать за читателем. Это ведь один из принципов хорошего юзабилити, не так ли?

      А те, кому не удобно, могут нажать на колесо мыши или правую клавишу, для вызова меню.

      Ответить

  16. Юрий, 10.12.2009 в 20:10

    Видимо, существуют различные мнения по этому поводу. Честно сказать, я и не знал.

    И как-то не получается придумать ни одного разумного объяснения такому подходу. Ведь «читатель», закрыв по привычке открывшееся окно (как он привык это делать, при поиске в Яндексе, Гугл и по большому счету везде в интернете), в 90% случаев не вернется назад. А те, кто вернется, просто испытают чувство дискомфорта.

    А заморачиваясь, перед тем как открыть ссылку, вопросом «Как ее открыть?», чувствуешь извращенцем...

    Но это лишь ИМХО.

    Главное — содержание. Читаю вас с удовольствием.

    Ответить

  17. @ Павел, 26.05.2010 в 4:45

    > Очень трудно переубедить такого юзабилиста попробовать другое, не

    > предложенное им, решение. Любое мнение, расхожее с его видением,

    > воспринимается как попытка подорвать его статус специалиста.

    Присоединяясь к Михаилу, #8FBE00 — неподходящий цвет для ссылок на фоне #FFFFFF :)

    Ответить

    • rotor, 26.05.2010 в 10:39

      За два года существования блога вы первый, кому не нравится этот зеленый (возможно, повод провести небольшой опрос).

      Михаил же вел речь о жёлтом цвете, тогда на блоге менялся стиль сайта в зависимости от поры года.

      Ответить

      • @ Павел, 26.05.2010 в 10:54

        Ну, я за то, чтобы ссылки малость потемнели.

        P.S. Интересная у вас закладка в шапке сайта между «Портфолио» и «Контакты» :) — для пытливых

        Ответить

        • rotor, 26.05.2010 в 11:43

          Ха-ха! Недавно поубирал оттуда все расценки и форматы рекламы, потому что показатели все время прыгают (нужно часто переписывать), да и ввиду отсутствия рекламодателей в этой нише, не особо актуальная страница.

          Практикую индивидуальный подход :)

          Ответить

Есть что сказать?