Принципы универсального дизайна

Иллюстрация к статье «Принципы универсального дизайна»

Не важно, занимаетесь ли вы проектированием пользовательских интерфейсов, разумных пылесосов-интеллектуалов или пластиковой мебели в футуристическом стиле. Есть некоторые правила, которым в идеальном варианте должен соответствовать любой дизайн.

Это не check-лист разработчика и не свод правил по разработке дизайна, просто несколько умных мыслей которые стоит принять во внимание. Составлял список не я, я нашёл его на сайте Университета Северной Каролины.

Универсальный дизайн – это дизайн продуктов и объектов, которые могут в полной мере использоваться всеми людьми без необходимости специальной адаптации или специального дизайна.

Принципы

1. Равенство в использовании

Дизайн должен быть предназначен для использования людьми с разными физическими возможностями.

  • Обеспечьте равные условия использования продукта для всех потребителей, всегда, когда это возможно, если невозможно создайте эквивалент.
  • Избегайте выделения какой-либо группы пользователей или навешивания ярлыков.
  • Неприкосновенность личной жизни, безопасность и надежность должны быть доступны всем пользователям.
  • Делайте дизайн привлекательным для всех потребителей.

2. Гибкость в использовании

Дизайн должен соответствовать множеству разнообразных индивидуальных предпочтений и способностей.

  • Обеспечьте пользователю выбор способа использования продукта.
  • Учитывайте особенности правшей и левшей при использовании.
  • Помогите пользователю правильно и аккуратно использовать продукт.
  • Обеспечьте адаптируемость под темп пользователя.

3. Простой и интуитивно понятный дизайн

Как использовать продукт должно быть понятно любому пользователю, независимо от опыта, знаний, языковых навыков и уровня концентрации в данный момент.

  • Устраните ненужную сложность.
  • Согласуйте дизайн с пользовательскими ожиданиями и интуицией.
  • Учитывайте различные уровни грамотности и языковых знаний.
  • Располагайте информацию с учетом её важности.
  • Обеспечьте эффективные подсказки и ответную реакцию во время и после выполнения задачи.

4. Легко воспринимаемая информация

Дизайн должен эффективно сообщать пользователю необходимую информацию, независимо от условий окружающей среды и особенностей восприятия самого пользователя.

  • Используйте различные способы (визуальные, вербальные, осязательные) для многократного представления важной информации.
  • Отделяйте главную информацию от второстепенной.
  • Самая важная информация должна быть представлена максимально понятно.
  • Отделяйте элементы так, чтобы их можно было легко описать (облегчите процесс понимания инструкций и указаний).
  • Обеспечьте совместимость с различными технологиями и средствами, которые используют люди с ограниченными возможностями.

5. Допустимость ошибки

Дизайн должен свести к минимуму опасность или негативные последствия случайных или непреднамеренных действий.

  • Организуйте элементы так, чтобы свести к минимуму опасности и ошибки: часто используемые элементы должны быть самыми доступными; опасные элементы нужно изолировать, устранить или обезопасить.
  • Обеспечьте наличие предупреждений об опасностях или ошибках.
  • Обеспечьте отсутствие опасных последствий при выходе из строя.
  • Препятствуйте совершению неосознанных действий при выполнении важных задач.

6. Низкое физическое усилие

Потребитель должен максимально эффективно и комфортно пользоваться дизайном, прилагая минимум усилий.

  • Сделайте так, чтобы пользователь мог оставаться в удобном для него положении.
  • Используйте разумные значения для усилий.
  • Минимизируйте повторяющиеся действия.
  • Сведите к минимуму необходимость применения продолжительного физического усилия со стороны пользователя.

7. Размер и пространство для доступа и использования

Соответствующий размер и пространство должны быть обеспечены для удобного подхода, доступа, манипуляции и использования продукта любым пользователем, не зависимо от его роста, фигуры или подвижности.

  • Обеспечьте видимость важных элементов для любого сидячего или стоячего пользователя.
  • Обеспечьте легкий доступ ко всем важным элементам для любого сидячего или стоячего пользователя.
  • Предусмотрите различные варианты размеров руки и силы сжатия.
  • Обеспечьте достаточно места для использования вспомогательных средств или личного помощника.

Думаю, среди всех этих принципов легко узнаются те правила, которые лежат в основах проектирования, доступности, юзабилити, эргономики и многих других. Многие из них легко адаптируются под требования к веб-проектам, другие неприменимы или нуждаются в уточнении, но в любом случае, в процессе разработки должно быть учтено максимальное их количество, чтобы создать в итоге качественный дизайн.

Ещё раз напомню, источник здесь, перевод свободный, мысли мои.

* * *

Сканер блогов:

Как сберечь здоровье работая дома. Usability-презентация Юрия Ветрова с WUD-2008.

* * *

Понравилась статья?

Тогда помогите мне сделать её доступной для других, или будьте в курсе последних событий:

* * *

Статьи по теме:

Комментариев: 5

  1. Светлана, 24.11.2008 в 6:52

    Полезно почитать, еще важнее суметь применить в своей области.

    Надеюсь, появиться статья о собственном опыте практического использования. Может быть в виде анализа какой-либо своей работы. Было бы очень интересно.

    То, что правила есть — знают многие, но нарушают их даже самые именитые.

    Ответить

  2. Zodios, 24.11.2008 в 22:12

    Хорошая подборка. Но мне кажется она сильно идеалистичная. Например при проектировке тяжелых интерфейсов с множеством управляющих элементов будет тяжело реализовать некоторые пункты.

    Ответить

  3. rotor, 24.11.2008 в 23:50

    Может она и выглядит идеалистичной, но это скорее из-за того, что авторы попытались собрать и систематизировать требования к дизайну в целом, не выделяя отдельных направлений.

    Как они оговариваются на сайте, для некоторых случаев данные принципы могут быть сформулированы иначе или вообще неприменимы.

    Для веб-разработки, на мой взгляд, не совсем актуальны пункт 6, частично 2 и 7. Зато эти требования могут быть легко применимы к дизайну компьютерной техники — того с чем приходится работать нам как пользователям.

    Ответить

  4. Семен, 12.12.2008 в 10:48

    Ну конечно идеально сделать невозможно! Почему? Да потому что идеалы для всех разные! На вкус, цвет и юзаьилити как говорится ... )

    За интересные концепты спасибо! Есть что применить в работе.

    Ответить

  5. Евгений, 12.03.2009 в 17:04

    Нашел много для себя нового и интересного т.к. я еще новичек в этом деле, но буду учиться

    Ответить

Есть что сказать?