(не)Удачный брендинг

Иллюстрация к статье Акция «(не)Удачный брендинг»

История реальная, поэтому имена действующих лиц подверглись цензуре, чтобы все совпадения казались случайными :)

Итак, ситуация: обратился клиент (довольно крупная региональная компания), которому нужен имиджевый сайт в соответствии с уже разработанным руководством по стилю (brandbook по-нашему; разрабатывала другая компания).

Что может быть проще, если за тебя уже всё придумали, осталось только открыть Photoshop и слегка подкорректировать внешний вид дизайна? Ага...

Отрезвление

Почему-то всегда так, самые простые, на первый взгляд, проекты, вызывают самые большие трудности.

Начну с того, что клиент явно «проблемный». Был опыт общения и отзывы других людей, работавших с ним. С его стороны, решения и согласования принимаются кучей менеджеров среднего звена, а потом приходит самый главный босс у которого раньше не было времени посмотреть «чем это вы там занимаетесь», и которого не устраивает «в целом» и процесс начинается по-новой.

Но дело не в клиенте, а в отношении.

Брендбук воспринимался им как Самый Главный Закон В Мире, от которого нельзя отступать ни на шаг. Ведь умные люди-маркетологи писали! Поэтому я получил чёткую установку делать всё в соответствии со стилем, проверяя и перепроверяя всё по десятку раз и под строгим контролем со стороны.

Впечатлительное воображение рисовало клиента, измеряющего линейкой на мониторе отступы от логотипа, процентные значения RGB-цвета и прочие кошмары. Но столкнулся с главной проблемой в другом. Шрифты.

На фирменных бланках использовались нестандартные шрифты, которые «выражают современный стиль компании, её узнаваемость на рынке среди конкурентов и стремление к индивидуализации». Для особо любознательных — семейство Officina с засечками и без. Клиент твёрдо стоял на своём и требовал использовать только эти шрифты.

Использовать sIFR или подгружать нестандартные шрифты через @font-face? Первый не подходит потому, что наполнение контентом будет осуществляться клиентом самостоятельно, а второй — просто не практикуемый, да и не считаю его достойным способом в плане заботы о пользователях.

К счастью, моя история на этом практически заканчивается, так как из-за внутренних перестановок в компании клиента, разработка сайта была заморожена на неопределенный срок. Будем считать, выкрутился :)

Но проблема от этого не перестала быть проблемой. Что делать, если столкнёшься с ней снова? У вас были подобные случаи?

Креативщикам и прочим

Единственный вопрос, который напрашивается сам-собой: почему в толстенной книге, в которой нашлось место описанию нанесения логотипа на кепки, футболки, ручки, брелоки, подсветки для стенда, размерам баннеров-растяжек, не нашлось места для пары строк о сайте?

Даже если вы занимаетесь, разработкой ФС исключительно для оффлайна, предусмотреть, что следующим шагом в развитии рекламной компании, будет создание сайта, совсем не трудно. А пара строк типа: «при выборе шрифтов для сайта, следует использовать гарнитуру ***, как близкую по начертанию, или оставить выбор на усмотрение Web-дизайнера», позволила бы остудить особо фанатичных клиентов и нормально работать.

В общем, вопрос с нестандартными шрифтами оставляю открытым. Если у вас есть пути решения, пишите комменты. Интересно будет узнать различные мнения по этому вопросу.

* * *

Блоггеры, ещё не участвуете в акции? Не упускайте шанс получить ссылки!

Постовой

Валидная кроссбраузерная вставка Flash-анимации. Разные методы Image Replacement для разных браузеров. Световые кисти для Photoshop.

* * *

* * *

Понравилась статья?

Тогда помогите мне сделать её доступной для других, или будьте в курсе последних событий:

* * *

Статьи по теме:

Комментариев: 11

  1. uggallery, 06.10.2008 в 17:34

    Заказчик на своем компе сайт проверяет? Убедиться, что нужный шрифт установлен на его компе и прописать шрифт первым в font-face. Потом уже наиболее подходящий из распространненных. Заказчик будет всегда видеть свой сайт в нужном виде :))) Это не совсем шутка. Может сработать.

    >Что делать, если столкнёшься с ней снова?

    Если у дизайнера авторитете меньше, чем у уборщицы, трудно ожидать, что заказчик будет к нему прислушиваться. Сначала нужно добиться уважения. Понтами, ценой на услуги, наградами и прочим. Если это студия, и дизайнер молодой, то в качестве авторитетной фигуры должен выступать менеджер студии. Но тогда он должен быть на стороне дизайнера, а не наоборот. От некоторых «менеджеров» можно услышать только: «Ну, он же платит деньги. Сделай, как он просит.» Тогда выход один — изворачиваться, тянуть резину и делать вид что из сил выбиваешься чтобы услужить.

    В результате, как правило, заказчик потом находит исполнителя, который может заставить себя уважать. И делает все так, как ты говорил когда-то, но не смог «продавить» принятия нужных решений.

    Ответить

  2. rotor, 06.10.2008 в 17:54

    Хитро и интересно :)

    Действительно, как один из вариантов можно рассматривать.

    Ну а по поводу второй части комментария — слишком серьёзно он отнесся к брендбуку. Основным аргументом было «я плачу деньги, сделай как хочу».

    В итоге в сети висит картинка «site under construction» с его любимыми шрифтами и цветами из брендбука, а я рад, что не пришлось дальше работать с невменяемыми людьми.

    Ответить

  3. SEzam, 06.10.2008 в 18:13

    Привет. Спасибо за постовой — значит мой трекбек дошел до тебя.

    Интересный у тебя блог — пока единственный в моем ридере в области дизайна в рунете.

    По поводу твоей проблемы — да, действительно реальная. сам не сталкивался, но понимаю, что проблема актуальна. Я бы её решил разве что тем, что попытался бы подобрать валидные шрифты и заставить клиента их использовать, а нестандартные выводил картинкой. Если бы его не устроило — то нафиг вообще такие клиенты нужны. С ними больше получишь гемороя, чем заработка. Так что совсем неплохо использовать твердое «НЕТ», чем потом жалеть.

    Хотел у тебя спросить. Ты как-то писал про эксперимент с cssgalery. Как прошел? Я сейчас сам хочу провести с сайтом www.cssgarden.ru.

    Стоит ли?

    Можешь ответить на мыло, без публикации коммента.

    Ответить

  4. rotor, 06.10.2008 в 18:34

    Однозначно стоит! Хотя бы для собственной гордости за проделанную работу.

    Вообще подробно про эксперимент я отписывался тут.

    Добавлю что на PR (2->3) и тИЦ (уже несколько апов на одном уровне), это практически не повлияло. Хотя я не уделяю вопросам раскрутки и SEO много времени. Может поэтому низкий результат.

    Приятно было, что люди заходили, смотрели и ставили оценки, писали на мыло. Да и некоторые впоследствии стали постоянными читателями блога. Уже хотя бы ради этого стоит.

    Так что дерзай!

    Ответить

  5. uggallery, 06.10.2008 в 18:43

    >Основным аргументом было «я плачу деньги, сделай как хочу».

    Деньги он может засылать прямо в Майкрософт :)) А потом от них требовать чего угодно.

    Интересно, какую часть фразы «нет технической возможности» люди не понимают? Почему они не требуют от Мерседеса, чтобы тот облетал пробки по воздуху?

    Для успеха в дизайне нужно уметь продавать все что угодно кому угодно. Без этого трудно.

    Ответить

  6. Александр, 06.10.2008 в 20:09

    А шрифт в картинке Brand — оч похож на друпальскую тему Redoable.

    Ответить

  7. rotor, 06.10.2008 в 20:12

    Шрифт на картинке первым попался под руку в Фотошопе :)

    Ответить

  8. mirage, 09.10.2008 в 14:35

    Мне кажеться, что шрифт не обязательно должен совпадать с тем, что используется в графическом дизайне. Вот например шрифты: Tahoma и Verdana в любом дизайне можно использовать, очень удобочитаем и привлекателен.

    Ответить

  9. FLIR — ещё одна возможность избавиться от стандартных шрифтов на сайте | rotorweb.ru | Проблемы и решения в Web-дизайне, 21.10.2008 в 15:10

    [...] Для заголовков на сайтах. Отличный выход для имиджевых проектов, где стандартных платформенных шрифтов явно недостаточно или на сайтах, где явные проблемы при разговоре с заказчиком. [...]

    Ответить

  10. Андрей Рыбаков, 27.04.2009 в 7:25

    Мне кажется, это именно тот случай, когда клиента необходимо посылать на... ну вы поняли, куда.

    Людвиг этой темы тоже коснулся помимо прочего (в конце).

    vimeo.com/4117026

    Ответить

  11. Алла, 24.07.2009 в 16:06

    Клиенту необходимо объяснить, что использование на сайте корпоративных шрифтов возможно только в виде графических изображений — т.е. не как текста, например в заголовках, а основной же текст принято выводить «обычным» шрифтом, который отображается у большинства пользователей.

    Ответить

Есть что сказать?