Должен ли дизайнер быть художником?

Должен ли дизайнер быть художником?

Однажды я был свидетелем неприятного эпизода, как один буйный клиент, в крайне негативной форме, практически с переходом на личность, доказывал дизайнеру, что человек, создающий дизайн «должен рисовать картину, которая должна восхищать и захватывать дух у посетителей сайта, а не отвлекаться на ограниченность технологий» (он просто и слушать не хотел про HTML, CSS, Flash и их отличия, способы верстки, разрешения мониторов и другие прелести нашей профессии). И никакие доводы в пользу того, что сайт — это в первую очередь грамотно разработанный пользовательский интерфейс, а не просто нарисованная картинка, не были им услышаны.

В итоге получилось, что каждый из них остался при своем мнении, а дизайнер (очень талантливый человек) еще и с осадком внутри от недопонимания и претензий к профессиональной состоятельности. С тех пор прошло некоторое время, но я постоянно сталкиваюсь с проблемой непонимания окружающими разницы между дизайнером и художником. Причем не только клиентами и людьми со стороны, но и со стороны IT-менеджеров и других управляющих элементов.

Итак, попробуем разобраться, кто же все-таки прав. Я не буду сейчас говорить о владении карандашом или графическими редакторами, хотя умение рисовать ручками для любого дизайнера только в плюс, я попробую разобраться в сути каждой профессии (или призвания — кому как нравится).

А разница в том, что в дизайне, на выходе должен получаться продукт, который воспринимается цельно, вызывает определенные эмоции и решает конкретные задачи. Картина же соответствует только двум первым пунктам из этого определения.

Она не решает никаких конкретно поставленных задач. Да, она может быть качественно и грамотно написана, стоить миллионы, вызывать различные эмоции и поднимать какие-нибудь проблемы, будь то личные переживания или остросоциальные темы. Но в то же время она всегда является отражением внутреннего состояния ее автора, средством его самовыражения. Зачастую мы гадаем, рассматривая очередной шедевр, что именно хотел сказать автор, нанося на холст темные краски или рисуя задумчивые взгляды людей. При создании картины художник рисует свое послание миру, а не ограничивается какими-либо рамками, если изначально картина не пишется на заказ.

Суть же творчества дизайнера, состоит в решении определенных задач, используя для этого форму объекта (промышленный дизайнер), графику или текст (графический дизайнер, аниматор, иллюстратор). Есть цель, есть средства для ее достижения и есть определенный набор правил и требований, несоблюдение которых всегда приводит к негативному результату.

На самом деле в профессии дизайнера не так много креатива и самовыражения, как кажется на первый взгляд. Дизайн — по большей части умение взглянуть на привычные вещи с другой стороны, способность к самоорганизации и рождению нестандартных идей, а также, быстрой и грамотной их реализации. Всегда, будь то создание рекламного проспекта или Интернет-магазина, дизайнер должен знать требования, предъявляемые к данной категории продукции, видеть, в чем можно обойти конкурентов, и при этом сохранить и усилить внимание потребителя, и донести до него определенную идею. Причем сделать это в рамках правил разработки определенной категории продукта, а не учитывая лишь личное желание заказчика. Именно тогда дизайн будет результативным, то есть оправдывать те цели и средства, которые были затрачены при его разработке.

Еще одна черта дизайна, это то что он постоянно изменяется, следует за новомодными течениями, радует людей и неизбежно устаревает. Это можно наблюдать во всех его сферах — архитектурном, графическом, автомобильном и т.д. Именно в свежести и постоянном изменении есть сила дизайна, его притягательная сторона, его доступность и распространенность.

Творчеству же художника не страшно время, люди всегда переживали и будут переживать если не одинаковые, то схожие эмоции, всегда испытывать желание в понимании и самовыражении. И в этом сила творчества художника, и слабость дизайна.

Надеюсь доходчиво объяснил свою точку зрения, пусть немного сбивчиво и сумбурно.

Сканер блогов:

На designformasters.info большущая и интересная статья по исследованиям юзабилити-тестирований. Сергей Чаботько определяет лидеров в конкурсе обмена людей на деньги. Дизайнфрик же делится мыслями о бизнес-планах.

* * *

Понравилась статья?

Тогда помогите мне сделать её доступной для других, или будьте в курсе последних событий:

* * *

Статьи по теме:

Комментариев: 8

  1. Денис Судилковский, 23.06.2008 в 14:07

    Мы в таком клинически-критическом случае просто рассказываем, сколько стоит изготовление «красивой картинки». После услышанной суммы обычно идет еще раз разговор о причинах создания сайта, и как результат в 9 случаях из 10 — все заканчивается хорошо (:

    Ответить

  2. rotor, 23.06.2008 в 17:08

    Да, разговоры о толщине кошелька всегда действуют на людей отрезвляюще *)

    Ответить

  3. Дизайнер-график vs дизайнер-технарь | rotorweb.ru | Проблемы и решения в Web-дизайне, 10.07.2008 в 3:38

    [...] Fireworks, Corel и др.), обладающий эстетическим вкусом (не обязательно художник) и способный самостоятельно отличить красивое от [...]

    Ответить

  4. idridze, 11.07.2008 в 22:28

    просто прав-неправ — это немножко не те категории, чтобы оценивать запросы клиента ;) а про то, что «Дизайн – по большей части умение взглянуть на привычные вещи с другой стороны, способность к самоорганизации и рождению нестандартных идей, а также, быстрой и грамотной их реализации» соглашусь на 100%. только не понял, с какой проблемой непонимания со стороны IT-менеджеров ты сталиваешься?

    p.s. обмен людей на деньги зло.

    Ответить

  5. rotor, 12.07.2008 в 1:12

    Отвечу на вопрос.

    Непонимание разницы между художником и дизайнером, причем не только со стороны IT-менеджеров, но и просто клиентов. Надеюсь те, которые прочитали этот пост уже для себя кое-что уяснили.

    По их понятиям дизайнер = художник и никак иначе. Т.е. человек способен сегодня рисовать сайт, завтра — портрет, послезавтра — натюрморт и т.д. И чтобы все «было красиво». Подход же дизайнера в том, чтобы «было правильно и работало».

    Ответить

  6. idridze, 12.07.2008 в 16:39

    ну, многопоточность зато дает много возможностей, хотя и до определенного этапа, конечно. потом приходится выбирать, согласен.

    Ответить

  7. duda, 29.07.2008 в 15:13

    не-не-не

    девид блейн...

    по поводу случая.

    Сайт не всегда пользовательский интерфейс это иногда и реклама в интернете, промо сайты в конце концов. кароче каждый сайт несёт свою информационную структуру и дизайн должен ее поддерживать.

    например сайт посвещенный новостям, статьям и обзорам будет подходить строгий, хорошо зализанный чистый дизайн, что бы человек мог в нем разобраться. куда шо тыкать.

    а если сайт посвещен игре... типа gear of wars и я там увижу белый сайт )) я этого не пойму.

    поэтому сайты и делятся на графически и цсс-дизайны.

    а сам я конечно за здоровый веб-дизайн и всех полиграфистов стрелял бы, которые вырвались рисовать картинки а не пользовательскиие интерфейсы сайтов, я бы сказал больше, засорять! именно засорять интернет тупыми картинками

    Ответить

  8. Лина, 05.01.2009 в 1:54

    Идеальный вариант : когда дизайнер имеет Академическое ХУДОЖЕСТВЕННОЕ образование (высшее) и образование по специальности «ПРОГРАММИРОВАНИЕ». А так мы имеем то,что имеем — ДЕЛЕТАНТОВ , которые

    называют себя ДИЗАЙНЕРАМИ : ни вкуса,ни фантазии...

    Ответить

Есть что сказать?